Ярлыки- ханские грамоты на княжение русским престолом
Здравствуйте, помогите подобрать литературу по теме "Ярлыки- ханские грамоты на княжение русским престолом". Спасибо!
Ответ
Здравствуйте!
Для поиска литературы по теме можно обратиться к электронному каталогу (ЭК) РГБ. По ЭК числится:
1. Горский, Антон Анатольевич (1959-).
Москва и Орда / Антон Горский. - Москва : Ломоносовъ, 2016. - 288, [1] с. : ил.; 22 см. - (История / География / Этнография).
Цитаты из текста:
стр. 10
русских земель и Литвой) грамоты московских князей58, а также договоры Новгорода (с русскими князьями и международные)59, жалованные грамоты60, грамота
стр. 65
получил ярлык на Великое княжение Владимирское и 1 октября взошел на владимирский стол409. Ярлык, очевидно, стоил московскому князю дорого. Вскоре после
стр. 78
сын Дмитрия Константиновича Василий пришел от сарайского хана Азиза с ярлыком отцу на Великое княжение Владимирское. Суздальский князь, однако, отказался от ярлыка в пользу Дмитрия Московского и попросил за это у последнего военной помощи против своего младшего брата Бориса476. Борис взошел на нижегородское
FB 2 15-92/165
CZ3 Т3(2)42/ Г70
Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.
2. Григорьев, Аркадий Павлович.
Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции : источниковедческое исследование / А. П. Григорьев, В. П. Григорьев ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. - 273, [2] с.; 21 см.; ISBN 5-288-02427-8 ещё
Цитаты из текста:
стр. 7
итальянским Купцам Таны (Азова) и Кафы (Феодосии)1. Там же он отметил, что «по значимости итальянские переводы можно сравнить только с ханскими ярлыками, данными русскому духовенству. Они достаточно изучены и тюркологами и историками, тогда как вышеназванные остались вне поля зрения ученых» 2 . Если
стр. 95
следа от него ни в итальянском переводе ярлыка Джанибека, ни в русских переводах ордынских жалованных грамот русскому духовенству, которые имели в своей
стр. 192
чингисидов. Ее традиционно оттискивали на ханских ярлыках — жалованных грамотах 18 . На ханских ярлыках-посланиях ставилась не тамга, а печать иного рода.
FB 1 08-36/16
Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.
3. Морозова, Людмила Евгеньевна (1947-).
Знаменитые женщины средневековой Руси [Текст] : [16+] / Людмила Морозова. - Москва : Вече, 2015. - 446, [1] с., [8] л. ил.; 21 см.; ISBN 978-5-4444-2160-4 ещё
Цитаты из текста:
стр. 29
Ярославич85. В Тверской летописи зафиксирована третья версия. Согласно ей, в 1252 г. в Орду поехал Александр Ярославич. Там он, видимо, получил ярлык на великое Владимирское княжение. Чтобы посадить его на престол, на Русь отправился с войском ханский полководец Неврюй. Андрей Ярославич со своими полками сразился
стр. 33
Северо-Восточной Руси. Там Ярослав Ярославич был венчан на великое княжение в присутствии ханского посла. В Новгороде же остался на княжении сын Александра Невского
стр. 69
по возрасту сына — Александра. Тому удалось без особого труда убедить хана Узбека отдать именно ему ярлык на великое княжение. Однако вслед за ним в Тверь отправился ханский посол Чолхан. Входившие в состав его свиты ордынские воины стали вести себя настолько вызывающе, что вызвали восстание против них
FB 2 15-44/265
FB 2 15-44/266
Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.
4. Савва, Владимир Иванович (1865-1920).
Московские цари и византийские василевсы [Текст] : к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей / В. И. Савва. - Москва : Кучково поле, 2012. - 254, [1] с.; ISBN 978-5-9950-0318-2 ещё
Цитаты из текста:
стр. 48
византийский в послании великого князя Василия II к константинопольскому патриарху“ ^. Так же назывались византийские императоры в грамотах русских митрополитов к русским иерархам, русским и литовским князьям^®*. Опущение этого титулования при имени императора могло вызвать неудоволь ствие последнего.
стр. 127
от последнего. Эти зависимые отношения отразились на обрядах, которыми сопровождались аудиенции русских князей у татарских ханов, и на приемах русскими князьями ханских послов. Об обрядах этих русские источники умалчивают по понятной причине, но создать представление о них можно по известиям иностранцев,
стр. 129
московские государи должны были унижаться, встречая ханских послов и выслушивая чтение ханских грамот^^^. С. Герберштейн передает, что Иоанн III Васильевич,
FB 1 13-38/163
FB 1 13-38/162
Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.
Далее Вы можете провести поиск самстоятельно. Наберите в поисковой строке 2-3 ключевых слова.
БД Института научной нформации по общественным наукам (ИНИОН) РАН (окончания ключевых слов следует усекать знаком*):
АННОТАЦИЯ:
Рассмотрение политической ситуации на Руси во время соперничества за великое княжение между Тверью и Москвой. Завершение становления удельной системы на Руси. Анализ причин, побудивших Юрия Московского оспаривать ханский ярлык на великое княжение у Михаила Тверского. Укрепление власти великого князя при Иване Калите.
7. Талина Г.В. МОСКОВСКАЯ РУСЬ ОТ УДЕЛЬНОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ: ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННИКОВ // Знание. Понимание. Умение. - Москва, 2015. - № 2. - С. 142-151.
Из аннотации:
В статье проанализирован процесс эволюции монаршей власти Московской Руси в период XIV - первой половины XVI в. Начальный этап связан со вступлением Москвы в борьбу за ярлык на великое княжение. Финальный этап характеризуется обретением московскими князьями царского титула. Основное внимание уделяется проблеме понимания и трактовки монаршей власти общественными мыслителями и официальной идеологией. Проблема феномена возвышения Москвы трактуется сквозь призму различных подходов, сложившихся в историографии. Подчеркивается роль церкви и церковных лидеров в приобретении московскими князьями ярлыка на великое княжение. XIV-XV вв. - время перехода от компромисса к противостоянию Руси и Орды. Пути эволюции власти в середине XVI в. - предмет полемики современников, таких как Федор Карпов, Максим Грек, Иван Пересветов. Предмет споров - историческая миссия России, сущность и роль самодержавия.