Добрый день! Помогите подобрать список литературы по теме «Роль современной библиотеки в разрешении проблемы избытка информационного шума в современны

Добрый день! Помогите подобрать список литературы по теме «Роль современной библиотеки в разрешении проблемы избытка информационного шума в современных медиа». Спасибо!

Ответ

Здравствуйте, уважаемый пользователь!

Предлагаем источники по Вашей теме.

В БД «eLIBRARY.ru - Научная электронная библиотека» найдено:

1. Барышев, Р.А. Формирование информационной компетентности читателя как образовательная функция современной библиотеки / Р.А. Барышев // Педагогика. – 2018. – № 4. – 70-74.
В статье показано, что в качестве образовательных функций библиотеки, помимо традиционной ресурсной, сегодня принято рассматривать формирование и развитие информационной культуры и информационной грамотности читателя, пользователя. Предложено рассматривать расширение образовательных функций как формирование информационной компетентности пользователя. Предложен анализ информационной компетентности.

2. Зубец, В.В. Легальные электронные библиотеки – источники качественной информации в интернете / В.В. Зубец // Вестник Тамбовского университета. – 2018. – Т. 23, № 176. – С. 75-81. 
Дано сравнение традиционных и новых методов поиска информации в компьютерных сетях. В результате обоснована необходимость учета категории качества информации в процессе информационного поиска учащимися всех форм обучения. Даны определения «информационного мусора» и качества информации. Учет качества информации необходим для интеллектуализации информационного поиска и, в конечном счете, повышения эффективности процесса поиска. Одними из главных источников качественной информации в Интернете являются легальные электронные библиотеки. Рассмотрены признаки сетевых источников, содержащих качественную информацию, позволяющие студентам научиться отличать легальные электронные библиотеки от «пиратских». Рассмотрены некоторые электронные библиотеки. В качестве рекомендаций для преподавателей предложены задания для студентов по методике интеллектуального поиска информации в электронных образовательных ресурсах с целью формирования компетенций, заложенных в современных образовательных стандартах. Сделан вывод, что теме поиска качественной информации в Интернете должно уделяться значительно больше внимания, чем сейчас.

3. Нещерет, М.Ю. Факты против фейков: библиотеки в борьбе за информационную грамотность / М.Ю. Нещерет // Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению. – 2020. – № 6 (431). – С. 48-60.
Статья посвящена актуальной проблеме ложной информации, которая всё чаще проникает в научную и образовательную среду, а также роли библиотек в борьбе за чистоту информационного пространства. Такое явление современного медийного пространства, как фейковые новости, становится объектом изучения в рамках междисциплинарного научного направления «информационная экология». В борьбу с распространением фейковых новостей включилась Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), инициативы которой поддерживают специалисты справочно-библиографических служб библиотек США.

4. Соколова, А.В. Технологии оценки источников информации в практике обслуживания пользователей: на примере библиографической службы ЦГПБ им. В.В. Маяковского / А.В. Соколова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – Т. 211. – С. 149-141.
Рассмотрены основные направления оценки качества информационных ресурсов информационно-библиографического обслуживания пользователей публичных библиотек. Проблема недостоверности источников научной информации и фальсификаций в науке.

5. Соснин, Е.В. Библиотека и интернет – единство и борьба противоположностей / Е.В. Соснин // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2017. – № 12-1. – С. 77-85. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36646275 (Дата обращения 13.05.2021).
В статье рассмотрена роль библиотеки как общественного института в процессе социализации индивида, а также влияние на этот процесс современных цифровых технологий и интернета. На материале исследований специалистов различных направлений - от нейрофизиологов до социологов - автор оценивает положительные и отрицательные стороны информатизации, уровень проблемы и предлагает возможные пути решения.

В БД «Библиотечное дело и информационное обслуживание (East View)» найдено:

6. Гендина, Н.И. Библиотека в условиях информационной войны / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. – 2015. – № 8. – С. 30-40. 
Из содержания: «В условиях информационного противоборства важным направлением деятельности российских библиотек может стать такой мировой тренд, как "обучающая библиотека". Библиотека всегда была основой образования, однако сейчас она выступает не только как ресурсная база системы образования, но и как центр информационной подготовки граждан, как центр обучения информационной грамотности и основам информационной культуры личности… Формируя информационную культуру личности, библиотека вносит важный вклад в создание системы противодействия деструктивному информационному влиянию на человека.

7. Костин, М.И. Место библиотеки в современном мире / М.И. Костин // Молодые в библиотечном деле. – 2016. – № 4. – С. 42-50. 
Из содержания: «…библиотека, как социальный институт, профессионально и системно работает с документами различного типа и в условиях гигантского перепроизводства информации является незаменимым навигатором в современном информационном пространстве.»

8. Мамина, Р.И. Роль и значение библиотеки в современном информационном пространстве / Р.И. Мамина, Е.В. Пирайнен // Библиосфера. – 2016. – № 4. – С. 39-45. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/47974130 (Дата обращения 13.05.2021).
Рассматривается роль библиотеки в формировании современного информационного пространства. В этой связи проанализировано понятие информационного пространства, его структура и функции, а также специфика информационного пространства современной библиотеки как важной составляющей единого целого. Выделены основные компоненты инфосферы библиотеки, в качестве которых сегодня выступают рукописи, книги и другие печатные издания, а также все виды электронных носителей информации. Показано что внедрение новых и новейших информационных технологий в деятельность библиотеки не только расширило сферу предоставляемых ею услуг и существенно укрепило позиции библиотеки как современного культурного и социального института, но и упрочило ее значение как неотъемлемой составляющей единого мирового информационного пространства.

9. Стародубова, Г.А. Медийно-информационная грамотность – новое направление подготовки библиотекарей школьных и муниципальных библиотек Кузбасса / Г.А. Стародубова, Е.В. Косолапова // Школьная библиотека. –  2016. – № 11. – C.52-55. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/48189458 (дата обращения 13.05.2021).
В учебный план института информационных и библиотечных технологий КемГИК в 2015 г. был введен авторский курс "Основы медиаграмотности школьников", основанный на результатах специального исследования [1]. Он предназначен для студентов (бакалавров) направления подготовки 510306 (071900) "Библиотечно-информационная деятельность" по профилю подготовки "Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования". Цель курса - развитие целостного представления о роли и месте средств массовой информации в жизни современного общества и формирование умений самостоятельного отбора, критического анализа информации, поступающей по различным каналам СМИ, самостоятельного создания медиатекстов, освоение технологии формирования медиаграмотности у различных возрастных категорий школьников (младший, средний и старший).

В БД Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» найдено:

10. Качеева, Е.В. Формирование медиа и информационной грамотности школьников в рамках сетевого библиотечного проекта / Е.В. Качеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – С. 102-105. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mediai-informatsionnoy-gramotnosti-shkolnikov-v-ramkah-setevogo-bibliotechnogo-proekta/viewer (Дата обращения 13.05.2021).
Информационное общество поставило перед школьными библиотеками новую задачу: формирование медийно-информационной грамотности у школьников. Традиционная задача развитие информационной культуры читателей трансформировалось в более трудную и многоступенчатую деятельность. В новых условиях необходимо использовать новые инструменты для формирования новых компетенций обучающихся, одним из которых может стать сетевой библиотечный проект. Статистика развития информационно-поисковых и аналитических компетенций, критического мышления, представленная на основе анкетных карт, доказывает эффективность новой педагогической деятельности школьной библиотеки и укрепления её роли в учебном процессе.

В БД «Библиотечное дело и библиография» найдено:

11. Абдумуминзода, С. Факторы формирования профессионально-педагогической компетентности студентов средствами библиотечно-информационной деятельности / С. Абдумуминзода // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума, 31 окт. – 3 нояб. 2016. – Челябинск: Челяб. гос. ин-т культуры, 2016. – С. 74-74. – ISBN 978-5-94839-568-5.
Среди требований к современным библиотечным специалистам на первый план выдвигаются хорошее знание состава читателей и их запросов, умение минимизировать информационный шум при поиске, способность ориентироваться в глобальных проблемах и в межкультурном взаимодействии. Поднят вопрос о потенциале информационной подготовки с точки зрения формирования личностных качеств специалиста.

Далее Вы можете дополнить данный список самостоятельно, используя Удаленные сетевые ресурсы РГБ.

Для более детального изучения запроса приглашаем Вас в Отдел Литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (ОБЛ) ФГБУ "Российской государственной библиотеки".

Адрес: 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка д.1.
Тел.: 8 (495) 695-33-89.
Время работы ОБЛ:
Пн.- Суб.: с 09.00 до 20.00;
Вск. - выходной.

 

 

  • Обновлено МДГ
  • Вид 21
  • Отвечено Галина Барабанова

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0 0