Q. Здравствуйте! Не могли бы Вы посоветовать мне литературу на тему методики преподавания ритма русской речи?

Здравствуйте! Не могли бы Вы посоветовать мне литературу на тему методики преподавания ритма русской речи?

Ответ

Здравствуйте!

Поскольку из Вашего запроса не совсем понятно, какой возраст учащихся Вас интересует, поэтому предлагаем провести свой поиск самостоятельно. Начать поиск можно с Электронного каталога (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра. Здесь Вы найдете, например:

 1. Иванова-Лукьянова, Г. Н.
Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. - 4. изд. - Москва : Флинта : Наука, 2002. - 196, [1] с. -  ISBN 5-89349-009-6.

2. Леонов, А. И.
Правильно говорим по-русски : фонетика, ритмика и интонация русской речи : корректировочный курс : учебное пособие для студентов-иностранцев / А. И. Леонов ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. ун-т", Ин-т междунар. образования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014. - 53 с. - ISBN 978-5-9273-2159-9.

3. Павлова, М. М.
Ритмика и интонация русской речи / М. М. Павлова, Г. Н. Чумакова. - Москва : Радио, [1975]. - 157 с.

4. Романов, Д. А.
Современный русский литературный язык: языковая норма, интонация, методология : учебник для вузов / Д. А. Романов, Н. М. Старцева, Е. А. Печурова ; Министерство науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого", Центр русского языка и региональных лингвистических исследований. - Тула : ТГПУ им Л. Н. Толстого, 2018. - 247 с. : табл. -  ISBN 978-5-6041453-9-5.
Цитаты из текста:

  • стр. 65
    «Литературный язык сгущен и организован, но весь строй его должен быть строем народной речи» 7. А главная характеристика речи русского народа – ее яркость,
  • стр. 128
    напряженной страстность и эмоциональность речи, делает более ярким проявление силы воли» [ГалкинаФедорук 1958: 108]. Эмоция говорящего закладывается в ритмритм организует эмфазу речиречь воздействует на публику, которая всегда усваивает эмоциональное наполнение, иногда даже не проникая в глубины смысла и логики.
  • стр. 155
    над эмфатическим контуром речи и конкретными приемами создания ритмаРитм, как уже не раз отмечалось, всегда эмфатичен. Являясь одним из способов организации

5. Теория и практика сценической речи : коллективная монография / [ред.-сост. Л. Д. Алфёрова ] ; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2005  -    . 
{вып. 1]. - 2005. - 134, [1] с. : табл. - ISBN 5-88689-016-5.

Цитаты из текста:
  • стр. 4
    театральной школы «Сцена. Слово. Речь». В монографии отражены новые тенденции, взгляды и способы преподавания сценической речи в санкт-петербургской театральной
  • стр. 7
    показалось интересным сравнить сходства и различия подходов Ю. А. Васильева и Е. И. Чёрной к проблеме обусловленности ритма речи и ритма сценической эмоции — ритмом телесного существования актера. Н. А. Латышева и Л. Д. Аіфёрова по-разному подходят к работе с диалектными наслоениями в речи обучающихся,
  • стр. 92
    сильное движение тела координировалось с ударным слогом в слове. Для соединения ритмов движения и ритмов речи в упражнениях часто используются различные тренировочные
6.Хитина, М. В.

Единицы ритма русской речи и их использование в различных текстах : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.21. - Москва, 1986. - 202 с. : ил.

7. Черемисина, Н. В.
Ритм и интонация русской художественной речи  : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (660) / АН СССР. Ин-т рус. яз. - Москва : [б. и.], 1971. - 48 с.

 

С домашнего компьютера доступны для поиска такие БД, как Научная электронная библиотека (НЭБ) и КиберЛенинка.

БД НЭБ:

8.Москвин В. П. О ТИПАХ РИТМА И ПРИЕМАХ РИТМОВКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. - 2016. - Т. 61, № 1. - С. 1-19.

9. Поспелова А. А. ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ, РИТМИКЕ СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // Актуальные вопросы гуманитарных наук – 2019 : материалы выступлений молодых ученых Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. - Архангельск, 2019. - С. 345-348.

БД КиберЛенинка:

10.Морозов С. И.  Ритм и симметрия русского слова и речи // Вестник МГУ. - 1998. - № 1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritm-i-simmetriya-russkogo-slova-i-rechi (дата обращения: 18.05.2021).

11. Москвин В. П. Об основных типах речевого ритма // Известия ВГПУ. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-tipah-rechevogo-ritma (дата обращения: 18.05.2021).

В Зале библиографических услуг РГБ (комн. А-212) Вы сможете получить дальнейшую консультацию по поиску.

 

 

  • Обновлено МДГ
  • Вид 0
  • Отвечено Галина Барабанова

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0   0