Тема: "Организация свободного времени детей-инвалидов в условиях библиотеки".

Ответ

Здравствуйте, уважаемый пользователь!

       В соответствии с целями объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия детства (2018—2027 гг.) приоритетными задачами являются создание благоприятных условий и внедрение образовательных программ, в том числе адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

       Основополагающими документами в создании инклюзивного культурного пространства для библиотек являются несколько федеральных документов. Среди них – Федеральный закон «О библиотечном деле», «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Государственная программа «Доступная среда».

      Эти документы регламентируют права на библиотечное обслуживание инвалидов, в том числе детей-инвалидов в общедоступных библиотеках, специализированных библиотеках для слепых/незрячих и слабовидящих, библиотеках образовательных и иных учреждений в соответствии с их уставами.

Рекомендуем следующие источники по Вашей теме:

В Электронном каталоге РГБ  найдено:

1. Гарькавая, Е. С. Культурно-досуговый опыт работы с детьми-инвалидами и их социальная адаптация средствами искусства / Е. С. Гарькавая // Культурные и научно-образовательные стратегии по реализации национальных проектов-2024 : материалы I Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2019 г.). – Краснодар : Краснодарский гос. ин-т культуры, 2019. – С. 53-57.

2. Елфимова, Т. Н. Современные подходы к организации информационно-библиотечной поддержки процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями / Т. Н. Елфимова // Формирование информационной культуры и информационной грамотности незрячих пользователей: сборник статей по материалам заседания Секции библиотек, обслуживающих инвалидов (XV Ежегодная конференция РБА, Томск, 16-21 мая 2010 года). – Москва, 2010. – С. 51-66. –  Имеется электронная копия: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004869000/rsl01004869629/rsl01004869629.pdf.
Шифры: [КБ (ОБЛ)]  027.9  Ф 79

3. Коновалова, М. П. Инвалид - общество - библиотека : учеб.-методическое пособие / М. П. Коновалова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. – 136 с. : ил. – (Библиотекарь и время. XXI век. 100 выпусков; № 41). - ISBN 5-85129-175-3.
Шифры: [КБ (ОБЛ)]  024  К 64

4. Лесневский, Ю. Ю. Руководство по обеспечению доступности услуг в библиотеках Российской Федерации для инвалидов и других маломобильных граждан / Ю. Ю. Лесневский ; Российская государственная детская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих. – Москва : Пашков дом, 2019. –326, [1] с. : цв. ил., табл.  – Библиогр.: с. 150-166. – ISBN 978-5-7510-0781-2.
Шифры: [ФБ Осн. хран.]  3 19-74/156
[КБ (ОБЛ)]  Л7/2019 Л50

5. Членова, Г. А. Социальная адаптация "особенных" детей разного возраста в библиотеке в рамках порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ / Г. А. Членова // Чтение на Евразийском перекрёстке: четвёртый Международный интеллектуальный форум, Челябинск, 26-27 октября 2017 г. : материалы форума. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – C. 311-314. – (Дети с ограниченными возможностями здоровья).
Шифры: [ФБ Осн. хран.]  1 18-6/434
[КБ (ОБЛ)]  02(063) Ч-77

В БД «Библиотечное дело и информационное обслуживание» (East View) найдено:

6. Гусева, Г. Д. Дружелюбная библиотека / Г. Д. Гусева // Современная библиотека. – 2021. – № 8. – С. 78-83.

7. Мартынова, Н. А. Дети с ОВЗ и библиотека / Н. А. Мартынова // Школьная библиотека. – 2021. – № 6. – С. 40-42.

8. Сутырина, Н. О. Школьная библиотека – социокультурное пространство возможностей для детей с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Сутырина // Школьная библиотека. – 2021. – № 1. – С. 37-42. 

В БД Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» найдено:

9. Матвеева, Е. О. Руководство чтением особого ребенка: научно-теоретические аспекты и практические подходы / Е. О. Матвеева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 5. – С. 161-166. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rukovodstvo-chteniem-osobogo-rebenka-nauchno-teoreticheskie-aspekty-i-prakticheskie-podhody/viewer. – Дата обращения: 08.02.2022.
       Статья посвящена руководству чтением ребенка с ограниченными возможностями. Основной проблемой здесь становится развитие реабилитационной функции детской библиотеки. Чтение ребенка-инвалида проанализировано с позиций влияния художественной литературы на социальнопсихологическое и эстетическое развитие личности.

10. Гудина, Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 241-245. -  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovoe-tvorchestvo-detey-invalidov/viewer. – Дата обращения: 08.02.2022.
       Создание равных возможностей для инвалидов, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.

Далее Вы можете дополнить данный список самостоятельно, используя Удаленные сетевые ресурсы РГБ.

Обращаем внимание!

Доступ к БД EastView можно получить с компьютеров Российской государственной библиотеки. Читателям РГБ предоставлена возможность удалённого доступа к ресурсам компании East View Information Services через Личный кабинет читателя РГБ.
Вход для удалённой работы - со страницы https://passport.rsl.ru/netres;
Логин - номер читательского билета;
Пароль - дата рождения в формате ДДММГГГГ.

Для более детального изучения запроса приглашаем Вас в Отдел Литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (ОБЛ) ФГБУ "Российской государственной библиотеки".
Время работы ОБЛ:
Пн. - Сб.: 9.00-20.00;
Вск. - выходной.

 

  • Обновлено МДГ
  • Вид 2
  • Отвечено Галина Барабанова

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0 0