Тема: "Литературные объединения Серебряного века в творческом наследии Е. Ю. Кузьминой-Караваевой".

Тема: "Литературные объединения Серебряного века в творческом наследии Е. Ю. Кузьминой-Караваевой".
Добрый день! Я работаю над магистерской диссертацией на тему "Литературные объединения Серебряного века в творческом наследии Е. Ю. Кузьминой-Караваевой". Можете ли Вы подсказать литературу о литературных объединениях Серебряного века ("Цех поэтов", "Башня" Вяч. Иванова, Религиозно-философское общество)? Спасибо!

Ответ

Добрый день!

Рекомендую Вам начинать свой поиск с Электронного каталога (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра.

ЭК РГБ:

1. Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века : [сборник статей] / Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, Центр исслед. Вячеслава Иванова в Риме и др. ; [редкол.: А. Б. Шишкин (отв. ред.) и др.]. - Санкт-Петербург : Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006. - 383, [1] с., [16] л. ил., портр., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - SBN 5-8465-0573-2.
Шифры хранения: 1 07-18/159; 1 07-18/160
 Читать 

2. Бунина, Светлана Наумовна.
Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века : (М. Волошин, Е. Гуро, Е Кузьмина-Караваева) / С. Н. Бунина. - Москва : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005. - 438, [1] с., [18] с. ил., факс. - ISBN 5-209-00663-8.
Шифры хранения: 1 06-9/200; 1 06-9/201
 Читать 

3. Е.Ю. Кузьмина-Караваева (Мать Мария) : Библиогр. указ. произведений и крит. лит. / [Сост.: О.А. Александрова и др.]. - Санкт-Петербург,  2002. - 158 с.  - ("Знаменитые эмигранты России" / Информ.-культур. центр "Рус. эмиграция").
Шифр хранения: 2 03-11/17-3; Рос 6-2/1-284; CSB 24В1/Кузьмина-Караваева/К89

4. Литературная жизнь России 1920-х годов : cобытия. Отзывы современников. Библиография / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [сост.: Л. Е. Борисовская и др.]; отв. ред.-А. Ю. Галушкин. - Москва : ИМЛИ РАН, 2005 -    . 
Т. 1, ч. 2: Т. 1. Москва и Петроград, 1921-1922 гг. - 703, [1] с. : ил., портр., факс. - ISBN 5-9208-0227-8.
Шифры хранения: CSB 24А1 1917-/Л64; CZ3 Ш5(2=Р)7.я2/Л64; Рос 6-3/1-248; 11 05-1/679; 11 05-1/680
 Читать 

5. Серебряный век : Петербург. поэзия конца XIX - начала XX в. / [Сост., подгот. текста, примеч. и ст. М. Ф. Пьяных; Худож. А. И. Векслер]. - Ленинград : Лениздат, 1991. - 525,[1] с. : ил. -  ISBN 5-289-00918-3.
Шифры хранения: 10 91-19/337; 10 91-19/338

БД Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН (окончания ключевых слов следует усекать знаком *):

6. "Башня" Вячеслава Иванова // Сов. музей = Sov. museum. - Москва, 1990. - N 5 (115). - С. 42-47.                          

7. Кондаков В. В. Круг и башня. Малые объединения Вячеслава Иванова и Штефана Георге и их влияние на культурную жизнь // Художественное наследие и  современность. - Санкт-Петербург, 2010. - Вып. 6. - С. 65-72 .    

8.  Пчелина О. В. Три круга Мережковского. Литературно-художественное. Общественно-политическое. Религиозно-философское / О.В. Пчелина // Соловьевские исследования. - Иваново, 2019. - Вып. 1 (61). - С. 113-126.           

БД Научной электронной библиотеки eLIBRARY:

9. Акишина В. М. "Напрасно стать земной хотела...". Е.Кузьмина-Караваева и А.Блок / В. М. Акишина // Литература в школе. – 2006. – № 12. – С. 49. 

10. Бусыгина Е. А. ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ – МЭТР МОЛОДЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ В 1900-е ГОДЫ / Е. А. Бусыгина // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 1. – С. 183-186.
Особая интенсивность литературной жизни приходилась на 1900-е гг. – время существования салона на Башне, поэтому основой исследования явился первый петербургский период – переезд Иванова в Петербург, эпоха «сред» (литературный салон) и те отношения, которые там завязывалиь. Обзор литературных контактов позволяет выделить круг ближайших молодых единомышленников Вяч. Иванова в эти годы. 

11. Кокина Т. В. Тип и прототип: "Зеленая лампа" и религиозно-философское общество в Петербурге / Т. В. Кокина // Вестник Костромского государственного технологического университета. – 2006. – № 14. – С. 28-31.

12. Фетисова Е. Э. Третий "Цех поэтов": традиции и новаторство / Е. Э. Фетисова // Культурология. – 2013. – № 3(66). – С. 45-61.

13. Филичева Л. Д. Религиозно-философское общество как феномен петербургской культуры / Л. Д. Филичева // XIX Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2015 года. Том 1. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 83-87.

14. Чагин А. И. Акмеизм после акмеизма: третий "Цех поэтов"; петербургская школа / А. И. Чагин // Горизонты "прекрасной ясности". Акмеизм, петербургская школа в 1920-1930-е гг. – Москва, 2021. – С. 25-65.

15. Черников А. П. Литературные объединения Серебряного века / А. П. Черников // Вестник Калужского университета. – 2008. – № 3. – С. 43-51.

БД КиберЛенинка:

16. Кравцова А. А. …и вот чужое слово проступает // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки.  - 2009. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-vot-chuzhoe-slovo-prostupaet (дата обращения: 22.08.2023).
Из содерж.: ...О.А. Лекманов предлагает рассматривать акмеизм как «сумму трех концентрических окружностей». Первый, самый широкий круг образуют участники «Цеха поэтов», это был самый многочисленный круг поэтов (хотя автор оговаривается, что знак равенства между принадлежностью к «Цеху» и к школе акмеизма не ставится). В целом «Цех» — это был союз, призванный объединить «все постсимволистское поколение поэтов». Во второй круг вошли С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев, М. Зенкевич и В. Нарбут. Третий был представлен поэтами, чью поэтику, в соответствии со сложившейся традицией, называют «семантической», — это О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев. Первые два круга определяются признаками биографическими, а третий — общностью поэтик... 

17. Рябченко-Шац В. Д. ЖУРНАЛ "АПОЛЛОН" КАК ПОЛЕ ПОСЛЕДНЕЙ БИТВЫ СИМВОЛИСТСКИХ МАНИФЕСТОВ // Культура и искусство. - 2023. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnal-apollon-kak-pole-posledney-bitvy-simvolistskih-manifestov (дата обращения: 22.08.2023).
Из содерж.: ...В 1911 году в «Обществе ревнителей художественного слова» обострились разногласия между сторонниками мистического символизма во главе с Вяч. Ивановым и «кларистами», возглавляемыми Гумилёвым. В октябре того же года Гумилёв и Городецкий организовали «Цех поэтов». Само название подчёркивало ориентацию поэтов на литературное ремесло. Маковский вспоминал: «. поэты-символисты, все больше или меньше верили в эту миссию искусства, красоты. Можно сказать - страстно мечтали о том, чтобы мистическая эстетика перешла в религиозное свершение (о том же мечтал и Скрябин для симфонической музыки). Это очень типичное для начала века "люциферианство" наших символистов и было, по-моему, главной причиной раскола между ними и "Цехом поэтов"». В «Цех поэтов» также вошли Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов, Г. Адамович и другие. Параллельно с этим Белый и Э. Метнер, литературный и музыкальный критик, создавали новый символистский орган «Труды и дни». Таким образом, разлом между символистами и «кларистами» - будущими акмеистами увеличивался. В 1912 году Гумилёв стал редактором литературного отдела «Аполлона», и журнал приобрёл четкую акмеистскую направленность....

Далее Вы можете провести поиск самостоятельно. Наберите в поисковой строке ЭК РГБ, БД ИНИОН , БД eLIBRARY и КиберЛенинка 2-3 ключевых слова.

В Зале библиографических услуг РГБ (комн. А-212) Вы сможете получить дальнейшую консультацию по поиску.

  • Обновлено МДГ
  • Вид 2
  • Отвечено Галина Барабанова

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0 0