Тема: "Ложь (обман) как элемент завязки драматургического произведения".

День добрый. Подскажите пожалуйста, какие могут быть использованы источники, при раскрытии темы: "Ложь (обман) как элемент завязки драматургического произведения". Интересуют причины лжи, виды лжи, понятие и функции лжи, обман, истина. Спасибо!


Ответ

Добрый день!

К сожалению, Ваш запрос сформулирован слишком узко для выполнения в рамках Виртуальной справочной службы, могу предложить Вам лишь материалы общего характера. Рекомендую Вам начинать свой поиск с Электронного каталога (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра. Здесь Вы найдете, например:

1. Лебедева О. Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII - первой трети XIX веков / О. Б. Лебедева. - Москва : Яз. славянской культуры (ЯСК), 2014. - 471 с. -  ISBN 978-5-9905762-8-5.
Цитаты из текста:

  • стр. 66

    превращается в тиранство строга власть» (III, 47), неоднократно спародирована устами комедийных персонажей Сумарокова: «Приданое обманом»: П а с к в и н. Во всей

  • стр. 67

    пророчить в смеховой форме то, чему предстоит прозвучать с подлинным трагическим пафосом: «Приданое обманом»: С а л и д а р. Господин доктор! Ты человек великий,

  • стр. 294

    имя любви к Прияте проникший под именем Стовида в дом Змеяда и обманом разоблачивший обман, вызывает недоверие партнеров и вынужден оправдываться: Милат
    Описание  Читать

2. Маркина, Е. Н. Феномен обмана: философско-этический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05. - Саранск, 2004. - 191 с. 
Из содерж.: 1.2. Социальная роль и формы существования обмана в обществе.
Читать

С домашнего компьютера доступны для поиска такие БД как e-LIBRARY и КиберЛенинка.

БД e-LIBRARY:

3. Ермолаева, Н. Л. "Человек играющий" в эпосе И.А. Гончарова / Н. Л. Ермолаева // Studia Litterarum. – 2022. – Т. 7, № 3. – С. 218-241. – DOI 10.22455/2500-4247-2022-7-3-218-241. – EDN SZZVQN.

4. Соловьева, Е. М. Мотив обмана в произведениях русской художественной литературы / Е. М. Соловьева // Юный ученый. – 2020. – № 8(38). – С. 22-30. – URL: https://moluch.ru/young/archive/38/2159/

БД КиберЛенинка:

5. Высокович К. О. Мотив обмана в комедиях У. Конгрива // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - № 3 (92). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-obmana-v-komediyah-u-kongriva (дата обращения: 08.11.2023).

6. Высокович К. О. Мотивный комплекс обмана в комедии У. Уичерли "Деревенская жена" // Litera. - 2021. - № 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivnyy-kompleks-obmana-v-komedii-u-uicherli-derevenskaya-zhena (дата обращения: 08.11.2023).

7. Медведева Н. А. Жанровое своеобразие комедии А. Н. Островского  "Красавец-мужчина" // Вестник КГУ. - 2021. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-komedii-a-n-ostrovskogo-krasavets-muzhchina (дата обращения: 08.11.2023).
Аннотация: В статье анализируется жанровая специфика комедии А.Н. Островского «Красавец-мужчина», выделяются такие черты комедии, как комическое противоречие, благополучная развязка, типизация героев и такие качества водевиля, как быстрое развитие действия, мотив розыгрыша, обмана...

8. Падерина Е. Г. О драматургической функции несостоявшейся игры в карты в «Игроках» Гоголя // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2010. - № 2 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dramaturgicheskoy-funktsii-nesostoyavsheysya-igry-v-karty-v-igrokah-gogolya-1 (дата обращения: 07.11.2023).
Из текста: То, что в основе интриги одноактной гоголевской пьесы «Игроки» лежит широко известный карточный анекдот, было очевидно уже первым зрителям и критикам, обманувшимся несмотря на это в своих ожиданиях привычной развязки. Надо сказать, что структура этого карточного анекдота синтетична и объединяет обман в карточной игре (с соучастниками или без) и житейский обман с подставными лицами с вариативным инструментарием, в числе прочего - с картами. И в чистом, и в смешанном виде мы встречаем такие истории в плутовской литературе. Ю.В. Манн, например, указал в качестве литературной параллели а обман с карточной игрой и подставными лицами в «Игроках» на один из эпизодов плутовского романа Франциско де Кеведо «История жизни пройдохи по имени Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» (1626 г.)2. Вполне закономерно, что драматургическая традиция связывает гоголевскую пьесу с комедийными вариациями обмана с «переодеваниями» (речевыми и/или костюмными масками)3, а прозаическая, как правило, предоставляет параллельные эпизоды с карточной игрой.

9. Стахорский С. В. Узнавание в структуре драматургического сюжета // Вопросы театра. - 2022. - № 1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uznavanie-v-strukture-dramaturgicheskogo-syuzheta (дата обращения: 07.11.2023).
Из текста: Нередко сюжетная интрига строится на ложном узнавании, обусловленном ошибкой или обманом

Далее Вы можете продолжить поиск самостоятельно. Наберите поисковой строке ЭК РГБ, БД Научной электронной библиотеки и БД КиберЛенинка 2-3 ключевых слова.

При личном посещении Библиотеки рекомендую Вам обратиться к полнотекстовой БД статей компании EastView в Зале библиографических ресурсов (ком. А-212). Здесь же Вы можете получить дальнейшие рекомендации по поиску. Рекомендуем Вам, также обратиться в Российскую государственную библиотеку искусств.

  • Обновлено МДГ
  • Вид 7
  • Отвечено Галина Барабанова

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0 0