Здравствуйте! Меня зовут Михаил, мне для написания диплома на тему: " Старообрядчество глазами В. О. Ключевского, Е. Е. Голубинского и митрополита Макария ( Булгакова ) нужна литература и источники. Вы не могли бы мне помочь?
Здравствуйте! Меня зовут Михаил, мне для написания диплома на тему: " Старообрядчество глазами В. О. Ключевского, Е. Е. Голубинского и митрополита Макария ( Булгакова ) нужна литература и источники. Вы не могли бы мне помочь?
С уважением
Ответ
Здравствуйте, Михаил!
Если Вам нужно подобрать литературу по теме, рекомендую Вам начинать свой поиск с Электронного каталога (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра. Здесь Вы найдете, например:
1. Голубинский, Евгений Евстигнеевич (1834-1912)
К нашей полемике с старообрядцами : (Доп. и поправки к полемике относительно общей ее постановки и относительно глав. част. пунктов разногласия между нами и старообрядцами) / [Соч.] Е. Голубинского, орд. акад. Имп. Акад. наук (б. заслуж. орд. проф. Моск. духовной акад.). - 2-е изд., испр. и доп. . - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1905 . - [6], 260 с. ; 27.
Шифры: [ФБ Осн. хран.] A 279/4
[ФБ Осн. хран.] W 178/109
2. Добромыслов, В.П.
Макарий Булгаков, митрополит Московский, как расколовед : 1-3 Митрополит Макарий, как полемист против раскола старообрядчества; III. Митрополит Макарий, как эксперт по делам раскола . -, 1901 . - [2], 129 с. . - Митрополит Макарий, как эксперт по делам раскола
Шифры: [ФБ Осн. хран.] 801-94/3739-0
[ФБ Осн. хран.] R 446/10
3. Ключевский, Василий Осипович (1841-1911)
Православие в России / Василий Осипович Ключевский . - М. : Мысль, 2000 . - 623 с. - Указ.
Шифры: [ФБ Осн. хран.] 1 00-14/138-7
[ФБ Осн. хран.] 1 00-14/139-5
4. Макарий; Булгаков Михаил Петрович; митр. Московский и Коломенский (1816-1882.)
История русского раскола, известного под именем старообрядства / [Соч.] Макария митрополита Московского. - 3-е изд. . - Санкт-Петербург : типо-лит. Р. Голике, 1889 . - [4], IV, VIII, 404 с.
Шифры: [ФБ Осн. хран.] C 48/313
[ФБ Осн. хран.] R 182/29
5. Сборник по истории старообрядчecтвa. Лицевой рукопись / сост. Иваном Акинфовичем Золотаревым . - [Б. м.], автограф 1932 г. . - 10 л. ; 47,2 х 54,5 см. - (л. 1) ; (л. 1) ; (л. 2об.) "Павел, пастирь Христова стада, архиерей чюдный Коломенска града..." - краткие отрывки из истории старообрядчества. Приводится мнение В. О. Ключевского (речь на диспуте 1874 г.) "В каком смысле понимать благословение святителя на водительство Христова стада лицами не хиротонисанными?" - разъяснение поморского устава со ссылкой на журнал "Щит веры", 1912, кн. 7, стр. 601-613 Служба Павлу Коломенскому - отрывок . - - Художественное оформление : миниатюры, инициалы. - Сохранность : неполная, текст частично утрачен.
Шифры: [ОР Отд. рукоп.] Ф.732 №135
С домашнего компьютера доступны для поиска такие БД как БД ИНИОН, НЭБ и КиберЛенинка.
БД ИНИОН:
6. Антощенко, А.В. Церковный раскол в оценках В.О. Ключевского // Старообрядчество:
история, культура, современность. - М., 2000. - N 8. - С. 2-17.
7. Кузоро, К.А. У истоков научного исследования старообрядчества: произведения митрополита Григория (Постникова) и митрополита Макария (Булгакова) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. - Екатеринбург, 2010. - С. 215-219.
8. Молзинский, В.В. Русский старообрядческий раскол в оценке В.О. Ключевского // Ценностный мир русской культуры. - СПб., 1995. - С. 95-103.
БД НЭБ:
9. Гурьянова Н.С. СТАРООБРЯДЦЫ И РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ // Гуманитарные науки в Сибири. - 2014. - № 3. - С. 37-41.
10. Секирин А.А. МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) (1816-1882 ГГ.), КАК ИСТОРИК РАСКОЛА СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ЕГО МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ РАСКОЛА И СЕКТАНТСТВА // Исторический журнал: научные исследования. - 2016. - № 5. - С. 630-639.
11. Маслова Ю.В. ТИПОЛОГИЯ ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ НА СТАРООБРЯДЧЕСТВО // Культура и цивилизация. - 2016. - № 3. - С. 74-90.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию типологии взглядов русских мыслителей (богословов, историков, философов) на старообрядчество. Взгляд на движение старой веры в течение столетий менялся, являясь показателем становления отечественной гуманитарной науки. Целью данной статьи стал анализ разных точек зрения в исторической ретроспективе, выявление основных имен мыслителей, типологизация взглядов на старообрядчество. Старообрядчество как ересь рассматривали первые исследователи староверия - богословы официальной церкви: митрополит Игнатий, Афанасий Холмогорский, митрополит Димитрий Ростовский. Тех же взглядов придерживался профессор Н.И. Субботин. Старообрядчество считали невежеством приверженцы западной схоластической школы богословия Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович. К ним примыкают митрополит Макарий (Булгаков) и историк С.М. Соловьев. Взгляд на старообрядчество как «обрядоверие» сформулировал митрополит Платон (Левшин), основатель единоверия. Его взглядов придерживались историки Е.Е. Голубинский, И.М. Громогласов и др. Н.Ф. Каптерев первым подверг сомнению теорию о неправильности старорусского обряда. Старообрядчество - народный протест против государства. Так считали А.П. Щапов, А.И. Герцен. Н.П. Огарев, В.Н. Кельсиев, А.С. Пругавин и др. Старообрядчество как русская вера интересовало Н. Бердяева и Н.О. Лосского. Они указывали на коренные свойства характера русского народа. В трудах старообрядческих мыслителей Ф.Е. Мельникова, В.Г. Сенатова, И.А. Кириллова старая вера - преемница идеи «Москва - Третий Рим». Валерий и Татьяна Соловей указывают на этническую принадлежность массовой оппозиции государству. Старообрядчество как «русский протестантизм» рассматривал В.С. Соловьев. Вслед за ним о модернизации религиозных установок пишут Д.Е. Расков и А.Г. Глинчикова. В концепции А. Ахиезера, И. Клямкина и И. Яковенко старая вера явилась итогом процесса размежевания язычества и христианства. Комплексный анализ взглядов показал своеобразную эволюцию, этапы развития и становления отечественной исторической и философской науки, созревание русского национального самосознания.
БД КиберЛенинка:
12. Быковская Г. А., Черных В. Д., Злобин А. Н. Проблемы взаимоотношений государства и Церкви: историография церковного раскола XVII в // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - № 3-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimootnosheniy-gosudarstva-i-tserkvi-istoriografiya-tserkovnogo-raskola-xvii-v (дата обращения: 23.03.2018).
13. Кузоро К. А. Направления исследования старообрядчества в синодальной (церковной) историографии последней трети xix начала ХХ В. . // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2009. - № 320. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-issledovaniya-staroobryadchestva-v-sinodalnoy-tserkovnoy-istoriografii-posledney-treti-xix-nachala-hh-v (дата обращения: 23.03.2018).
14. Налётова Н. Ю. Русский религиозный раскол как ведущее противоречие отечественного просвещения // Вестник ЧелГУ. - 2012. - № 33(287). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-religioznyy-raskol-kak-veduschee-protivorechie-otechestvennogo-prosvescheniya (дата обращения: 23.03.2018).
Далее Вы можете продолжить поиск самостоятельно. Наберите в поисковой строке Электронного каталога (ЭК) РГБ и Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) 2-3 ключевых слова, усекая окончания слов знаком *. В БД Научной электронной библиотеки и БД КиберЛенинка слова можно не усекать.
При личном посещении Библиотеки рекомендую Вам обратиться к полнотекстовой БД статей компании EastView и Интегрум в Зале библиографических ресурсов (ком. А-212). Здесь же Вы можете получить дальнейшие рекомендации по поиску.
______________________