Здравствуйте! Не могли бы Вы посоветовать, какую литературу следует прочесть, чтобы разобраться в темах "Метод наблюдения в документальном кино" и "Современная документалистика". Спасибо!
Здравствуйте!
Не могли бы Вы посоветовать, какую литературу следует прочесть, чтобы разобраться в темах "Метод наблюдения в документальном кино" и "Современная документалистика". Спасибо!
Ответ
Здравствуйте!
Мы можем посоветовать как провести поиск литературы и привести примеры. По Электронному каталогу (ЭК) РГБ числится, например:
1. Екимова, Анастасия Викторовна
Новые тенденции в режиссуре документалистики "пограничных" форм : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.03 / Екимова Анастасия Викторовна; [Место защиты: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова]. - Москва, 2017. - 155 с. : ил. - Библиогр.: с. 138-155. - Имеется электронная копия.
Шифры: [Отд.дисс.(Химки)] 61 17-17/115
Далее Вы можете провести поиск самостоятельно. Наберите в поисковой строке ЭК РГБ и ЭК Российской государственной библиотеки искусств 2-3 ключевых слова, усекая окончание знаком *.
Также можно обратиться к БД Научной электронной библиотеки и к БД КиберЛенинка . Ключевые слова можно не усекать.
НЭБ:
2. Казючиц М.Ф. ФРЕДЕРИК УАЙЗМЕН: ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ //
Искусство кино. - 2016. - № 3. - С. 105-113.
АННОТАЦИЯ:
Портрет американского независимого документалиста Фредерика Уайзмена. Характеризуя творчество Уайзмена, автор подчеркивает его уникальное место в ряду основателей метода включенного наблюдения. Режиссер полемически отказывает документальному кино в какой-либо претензии на объективность, а узловой в его фильмах не случайно является медицинская тематика.
3. Мазур Л.Н. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИИ: НОВЫЙ ПОВОРОТ В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ // Quaestio Rossica. - 2015. - № 3. - С. 161-178.
Из аннотации:
В статье рассмотрены его содержание, проблемы адаптации его к изучению аудио-визуальных документов. Приводится характеристика основных этапов реализации метода наблюдения при изучении кинодокументов. Изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией.
4. Омельченко Д. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ С КАМЕРОЙ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИЙНОЙ ПУБЛИЧНОСТИ: ПОЛЕВОЙ ОПЫТ / Омельченко Д., Поляков С. // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. - 2017. - № 13. - С. 73-81.
Из аннотации:
В статье анализируются особенности совместной работы в поле социолога с его классическим инструментарием социологической науки (наблюдение, интервьюирование) и режиссера с камерой. На примере этнографической экспедиции в столицу республики Дагестан (Махачкала, 2016 г., август-сентябрь, уличный стрит-воркаут) демонстрируются возможности двухэтапного полевого исследования: на первом - трехнедельное включенное наблюдение социолога-полевика, на втором - съемка фильма-калейдоскопа о молодежных сценах Махачкалы.
5. Познин В.Ф. КИНОТЕКСТ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА КАК ПРОДУКТ КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Медиалингвистика. - 2016. - № 2 (12). - С. 26-36.
АННОТАЦИЯ:
Доминирующее направление в современном российском документальном кино сегодня определяют фильмы критической направленности. Наиболее ярко подобный подход к изображению реальности проявился в творчестве таких известных режиссеров, как В. Манский, М. Разбежкина, С. Лозница, А. Расторгуев и П. Костомаров. В их фильмах трактовка окружающей действительности преимущественно носит экзистенциальный характер. Преобладающий же в них метод длительного наблюдения, соответствующий отбор материала, а также затянутый темпоритм создают у зрителя ощущение безвременья и замкнутого пространства. В статье рассматриваются основные способы создания кинотекста в фильмах данного направления, дается анализ стилистических и композиционных приемов, присущих рассматриваемым фильмам, а также поднимается проблема востребованности документальных фильмов зрительской аудиторией.
6. Прожико Г.С. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ. ПОЛВЕКА СПУСТЯ. НОСТАЛЬГИЯ // Вестник ВГИК. - 2015. - № 4. - С. 20-30.
АННОТАЦИЯ: Грустные наблюдения за бедностью творческого поиска в современной практике отечественного документального кино побуждают к ностальгическому вниманию, к опыту полувековой давности, - подъему творческого поиска в документальных фильмах «шестидесятников». В статье рассматривается как социально-психологическая атмосфера, сформировавшая «нравственную солидарность» поколения, посвятившего себя новаторскому обновлению экранной документалистики, так и основные грани преображения эстетики документального экрана в эти годы.
7. Степанова И.В. ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ - ТРАДИЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 3 (7). - С. 113-118.
Рекомендуем, также, ознакомиться с Удаленными сетевыми ресурсами РГБ (к ресурсам, отмеченным значком "зеленый домик" возможен доступ через сеть Интернет) и Каталогом реферативно-библиографических ресурсов по культуре и искусству .
Полагаем, что Вам помогу и сотрудники Библиотеки Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова , и Библиотеки киноискусства им. С.М. Эйзенштейна .
Приглашаем Вас посетить РГБ. В Зале библиографических услуг (комн. А-212) Вы сможете получить дальнейшую консультацию.