Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую литературу можно использовать для выполнения научной работы на тему "Творчество Булгакова в призме советской цензуры"?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую литературу можно использовать для выполнения научной работы на тему "Творчество Булгакова в призме советской цензуры"?
Ответ
Здравствуйте!
Обращаем Ваше внимание на то, что библиограф ВСС ориентируется лишь на слова из заглавия, ключевые слова или аннотацию (если она есть) и лишь может направить Ваш поиск, дать консультацию, привести примеры. Мы можем рекомендовать Вам начинать свой поиск с Электронного каталога (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра:
1. Жидков, В. С. Театр и власть. 1917-1927 : От свободы до "осозн. необходимости" / В. С. Жидков; М-во культуры Рос. Федерации. Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Алетейа, 2003. - 654, [1] с. : ил., портр. - Указ.
Цитаты из текста:
стр. 11
Первые шаги в борьбе со свободой слова Главлит ... Шекспир, Булгаков и другие Академические театры...
Шифры РГБ: 2 03-39/302-8; 2 03-39/303-6
2. Кривоносов, Ю. М.
Михаил Булгаков и его время / Юрий Кривоносов. - Москва : Вече, cop. 2016. - 430, [1] с. : ил., портр., факс.
Цитаты из текста:
стр. 193
романа века – «Мастер и Маргарита». Великое произведение писателя Михаила Булгакова, изуродованное советской цензурой и редакцией журнала «Москва», обрело
Шифры РГБ; 2 16-40/185; 2 16-46/52
3. Петелин, В. В. Мой ХХ век: счастье быть самим собой. Жизнеописание в воспоминаниях о противоборстве официальной идеологии. Документы. Письма. Статьи. Размышления / Виктор Петелин. - Москва : Центрполиграф, 2009. - 638, [1] с.
Цитаты из текста:
стр. 201
статью «Два мира Михаила Булгакова», обком, цензура, университетская общественность протестуют против публикации, и выслал мне 50 процентов за одобрение
стр. 216
поставленная в третий раз в номер статья вышла: М.А. БУЛГАКОВ И «ДНИ ТУРБИНЫХ» О Михаиле Булгакове в последние годы много говорили и спорили. Это закономерно.
Шифры РГБ: 2 09-70/324; 2 09-70/323
4. Соколов, Б. В.
Михаил Булгаков : (100 лет со дня рождения) / Борис Соколов. - Москва: Знание, 1991. - 62,[2] с.
Цитаты из текста:
стр. 18
была при постановке исключена цензурой) Булгаков с состраданием пишет о евреях, гибнущих от рук петлюровцев. Он не только чужд всякого антисемитизма,
стр. 31
рассчитывать на возобновление постановок и на публикации в печати Булгакову было очень трудно. Булгаков стремился изменить сложившуюся вокруг
стр. 41
свидетельствует запись в дневнике Е. С. Булгаковой, Ю. К. Олеша, близко знавший Булгакова еще по совместной работе в «Гудке», при гласил его пойти на собрание
Шифры РГБ: 12 85-1/232; 12 85-1/233;
Далее Вы можете продолжить поиск самостоятельно. Наберите в поисковой строке сервиса сайта РГБ 2-3 ключевых слова, усекая окончания слов знаком *.
Также можно провести поиск в БД Научной электронной библиотеки и БД КиберЛенинка , которые доступны с домашнего ПК.
БД НЭБ:
5. Толмачева, Ж. Н. ОСОБЕННОСТИ ТОПОНИМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗНЫХ РЕДАКЦИЙ ПЬЕС М.А.БУЛГАКОВА "БЛАЖЕНСТВО" И "ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ", ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ / Ж. Н.
Толмачева // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. - 2013. - № 2 (20). - С. 83-94.
Аннотация:
Статья посвящена основным топонимам пьес М.А.Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич», исследованию их частотности и причин изменения в разных редакциях, таких как изменения в связи с жесткой цензурой, а также появление нового авторского замысла, связанного с пьесой «Иван Васильевич». В статье мы видим закономерности преобладания тех или иных онимов, рассматриваются их значения в контексте, что особо касается онимов, повторяющихся во всех редакциях. Каждый топоним несет большую смысловую нагрузку, раскрывая внутренний мир персонажа, а также показывая связь отдельных персонажей с авторским замыслом.
6. Шатин, Ю. В. ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН "ДНЕЙ ТУРБИНЫХ" / Ю. В. Шатин // Вестник Новосибирского государственного театрального института. - 2011. - № 3 (3). - С. 5-18.
Аннотация:
В статье рассматриваются внешние и внутренние механизмы, обусловившие превращение большого эпического полотна «Белой гвардии» в драматургическое целое «Дней Турбиных». Первый вариант пьесы оказался в центре сложной ситуации, связанной как с внутритеатральной жизнью Художественного театра (сложные отношения между отцами - оснвателями, противостояние двух поколений актёров), так и с боязнью жёсткой цензуры. Внешняя фабула творческой истории «Дней Турбиных» явилась таким образом системой компромиссов между автором, театром и властью. Гораздо интереснее оказались внутренние механизмы, характеризующие логику творчества Булгакова - драматурга. Автор статьи полагает, что уничтоженный автором текст «Братья Турбины», «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» представляют собой гипертекст, характеризующийся взаимными отсылками и разрушение представления об обязательности линейного повествования. Мы полагаем, что отвергнув жанр инсценировки, Булгаков строил автономную драматургическую структуру, постоянно насыщая её семиотическими элементами театрального кода - сценической коробкой с движущимися персонажами. Результатом подобных преобразований становится феномен, связанный с центростремительным статусом каждого эпизода и актуализацией его мизансценических возможностей, что позволяло при калейдоскопичности действия сохранить его художественную целостность. Вместе с тем сравнение «Белой гвардии» и «Дней Турбиных» показывает, как постепенное ослабление вербальных кодов привело к усилению визуальных и аудиальных знаковых средств драматургического текста.
Также доступна БД Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) .
В Зале библиографических услуг (ком. А-212) Вы можете получить дальнейшие рекомендации по поиску.