Добрый день! Меня интересует история скрипки в контексте европейской культуры. В частности, скрипка (и скрипачи) во многих легендах и литературных произведениях связаны с Дьяволом/злыми силами, мне бы хотелось узнать об истоках этой традиции. Спасибо!

Добрый день! Меня интересует история скрипки в контексте европейской культуры. В частности, скрипка (и скрипачи) во многих легендах и литературных произведениях связаны с Дьяволом/злыми силами, мне бы хотелось узнать об истоках этой традиции. Спасибо!

Ответ

Здравствуйте! Рекомендуем Вам начинать свой поиск с Электронного каталога (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра. По ЭК числится, например: 1. Асафьев, Борис Владимирович (1884-1949). Книга о Стравинском / Б. Асафьев. - Ленинград : Музыка, Ленинградское отд-ние, 1977. - 276, [3] с. : нот. Цитаты из текста: стр. 31 (lento) проносится «магическая формула» (флейты и флажолеты скрипок) от Дюка. В allegretto звучит мелодия с любимыми Стравинским последованиями тонов: В «Фейерверке» стр. 47 удар sforzando. «Игра умыкания» — одна из ярких по своей сжатости и пластич­ ности концепций Стравинского. Трели на es скрипок и флейт возвращают нас опять стр. 182 так как все жи­вые, «обладающие голосом», инструменты постепенно смолкают. Только скрипка в руках дьявола долго «борется за жизнь». FB Б 77-7/183 FB Б 77-7/184 Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. 2. Пруха, М.И. Скрипка, ее история и алфавитный указатель скрипичных мастеров XVII, XVIII и XIX столетий (итальянских, немецких, французских, бельгийских и голландских), с краткой характеристикой их инструментов / М.И. Пруха. - Орел : тип. С.А. Зайцевой, 1902. - [2], XII, [2], 59 с. FB G 71/267 MF Ф 1-78/14072 3. Русские простонародные легенды и рассказы. Сборник 1861 г. = Russian common people's legends and stories. Collection of 1861 / изд. подгот. В. С. Кузнецова, О. Н. Лагута, А. М. Лаврентьев. - Новосибирск : Наука, 2005. - 318, []2 с. : факс. - (Этнокультурное взаимодействие в Евразии : программа фундам. исслед. Президиума РАН / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии ;). Цитаты из текста: стр. 38 сборника бегает нечистая сила; черт не выдерживает тягот солдатской муштры и бежит со службы, бегут разбойник, гордый пан, бежит множество волков. Реже убегают стр. 223 [царь солдату]: пойдет туда [во дворец с нечистой силой] с вечера живой человек, а утром одне косточки найдут» (Афанасьев. Легенды, № 16с «Солдат и Смерть»: стр. 235 пляшет, фокусничества выкидывает, идет да подплясывает, играет на скрипке. Нечистый — левша: в правой руке скрипку держит, а в левой — смычек (№ 7 «Хромоногий FB 1 06-11/257 FB 1 06-11/258 Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. 4. Сагден, Джон. Паганини / Джон Сагден; [Пер. с англ. О. Б. Мичковского]. - Челябинск : Урал LTD, 1999. - 205 с. : ил., нот., портр., факс- (Иллюстрированные биографии великих музыкантов). Цитаты из текста: стр. 13 злодеяний, тяжким бреме­нем лежащих на его совести, и до духовного контакта с Дья­волом. Несмотря на попытки друзей и коллег — а под конец жизни и самого стр. 17 В возрасте семи я освоил азы игры на скрипке — разумеется, под руководством отца, имевшего никудыш­ный слух, но страстно влюбленного в музыку. стр. 74 тем хлопанье и топанье продолжаются, и каждый обращается к своему соседу со словами: «он волшебник, он сущий дьявол со скрипкой, это невероятно, FB 2 99-4/162-8 Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. 5. Скрипка, альт: история, музыкальное наследие, педагогика / [Отв. ред. и сост. В. О. Рабей]. - Москва : ГМПИ, 1990. - 184 с. : нот. ил. - (Сборник трудов / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных ; Вып. 112). FB 21 11/92 Далее по ЭК РГБ Вы можете провести самостоятельно. Наберите в поисковой строке 2-3 ключевых слова. ЭК Российской государственной библиотеки искусств  (окончания ключевых слов следует усекать знаком*):  6. Венуолис, Антанас Юлианович. Кавказские легенды / [Перевод И. Соколова и Л. Славина. - Вильнюс] : Гослитиздат, [1955]. - 90 с. Из содержания: Вечный скрипач. Далее можно обратиться к БД Научной электронной библиотеки  и к Научной библиотеке КиберЛенинка . Окончания ключевых слов можно не усекать. НЭБ: 7. Ветлицына И.М. СКРИПКА: МАГИЯ, ИСКУССТВО ИЛИ РЕМЕСЛО? // Обсерватория культуры. - 2006. - № 4. - С. 48-55. АННОТАЦИЯ: История скрипки переполнена легендами, тайнами и загадками, которые остаются неразгаданными и в наше прагматичное время высоких технологий. Неумение подавляющего большинства мастеров скрипичного дела повторить достижения классических итальянских школ XVII-XVIII вв. становится для многих из них подлинной творческой драмой. В свою очередь, виртуозы с недоверием относятся к новым скрипкам и прилагают все силы для приобретения инструмента непременно старинной работы, в тайне мечтая, конечно, об итальянской скрипке, хотя и цены на них немалые. В 2005 г. отечественный бизнесмен, коллекционер и председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максим Викторов приобрел на аукционе Christie's в Нью-Йорке скрипку работы Карло Бергонци за 579,9 тыс. английских фунтов, или чуть более 1 млн. долларов. В принципе, такие инструменты практически бесценны, и каждый из них абсолютно уникален. Приглашаем Вас посетить РГБ. В Зале библиографических услуг (комн. А-212) Вы сможете получить дальнейшую консультацию.  
  • Последнее обновление МДГ
  • Просмотры 19
  • Отвечено

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0 0