Уважаемые коллеги! Буду признательна Вам за рекомендации по литературе философско-методологической направленности, раскрывающей суть и сущность явлений "категория", "педагогическая категория". В диссертационном каталоге просмотрела названия, содержащие ук

Уважаемые коллеги! Буду признательна Вам за рекомендации по литературе философско-методологической направленности, раскрывающей суть и сущность явлений "категория", "педагогическая категория". В диссертационном каталоге просмотрела названия, содержащие указанные слова .С уважением.

Ответ

Здравствуйте! Рекомендую Вам начать поиск с энциклопедий и словарей, например, философского словаря: КАТЕГОРИЯ> (от греч. kategorein — высказывать) — в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная <категория> служащих»), В философии <категории>, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (<категории> познания, сознания), а с другой — первоначальные и осн. формы бытия объектов познания (<категории> бытия, <категории> реального). Соотношение между <категориями> бытия и <категориями> познания исследуется теорией познания; см. также Основное отношение. Основателем учения о <категориях> является Аристотель; он считал, что имеется всего 10 <категорий> (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 <категории>: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, которая называла <категории> также предикаментами (см. также Предикабилии), знала только 6 <категорий>: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение), отношение, обладание (Habitus). Декарт и Локк различают 3 <категории>: субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под <категориями> формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности. Кант составил таблицу <категорий>, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 <категорий> в 4 группы по 3 <категории> в каждой; первые 6 <категорий> он назвал математическими, а 6 последних — динамическими; <категории> количества: единство (мера), множество (величина), цельность (все); <категории> качества: реальность, отрицание, ограничение; <категории> отношения: принадлежность, причинность, общение; <категории> модальности: возможность, существование, необходимость. В XIX в. Гегель разработал систему <категорий>, более обширную и сложную, чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и доныне сохранившее значение учение о <категориях>. Шопенгауэр выбросил из 12 кантовских <категорий> все, кроме причинности: тем самым о себе заявила философия, в принципе скептически относящаяся ко всем <категориям>, особенно в том виде, как она встречается у Ницше. Кроме западной философии, сложная система <категорий> была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья, вайшешика и ньяя. В настоящее время проблема <категорий разрабатывается в рамках онтологии (см. Категориальный анализ). Далее Вы можете провести свой поиск в электронном каталоге (ЭК) РГБ, который формируется на основе обязательного экземпляра, БД ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам), ЭК Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского: 1. Тарасова, Светлана Ивановна Педагогическая деятельность как эволюционирующая категория педагогики и способ педагогического бытия : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 .- Ставрополь , 2006. - 473 с.ил. - Библиогр.: с.436-454. Шифры: [ОД Отд. диссер.] 71 07-13/76 2. Бершадский, Михаил Евгеньевич Понимание как педагогическая категория : [Монография] / Бершадский М. Е. ; Каф. образоват. технологии АГКиПРО .- М. : Каф. образоват. технологии АГКиПРО , 2004 (Тип. ООО Август-Принт - 176 с.ил.;21 см. - (Библиотека образовательных технологий / Центр "Пед. поиск"). - Библиогр.: с. 174-176. Шифры: [ФБ Осн. хран.] 2 03-35/376-3 [ФБ Осн. хран.] 2 03-35/377-1 3. Лебеденко, Анатолий Андреевич Радость как педагогическая категория в концепции гуманной педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 .- Москва , 2004. - 186 с.ил. - Библиогр.: с.148-159. Шифры: [ОД Отд. диссер.] 61 04-13/1161 4. Плескач, Лев Ефремович Целостное педагогическое сознание как категория педагогики : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 .- Майкоп , 2000. - 353 с.ил. Шифры: [ОД Отд. диссер.] 71 01-13/154-0 5. Кречко, Данил Андреевич Категория "обучение" в отечественной педагогике 50-х-80-х годов XX века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кречко Данил Андреевич; [Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т] .- Хабаровск , 2009. - 194 с.ил. - Библиогр.: с. 156-183. Шифры: [ОД Отд. диссер.] 61 09-13/1431 6. Гавриловец, К.В.; Титовец, Т.Е. Целостность человека как педагогическая категория // Педагогика. - 2007. - N 10. - С. 13-20 7. Зимина, И.С. Типологическая характеристика пассионарности в системе педагогических категорий // Образование и наука. - Екатеринбург, 2006. - N 4 (40). - C. 115-123 8. Христофоров, С.В. Опыт как педагогическая категория // Вестн. Оренбург. гос. пед.ун-та. - Оренбург, 2005. - N 7. - С. 180-184 9. Абдалина, Л.В. Категории педагогической акмеологии как основа исследования профессионализма педагога // Преподаватель XXI век. - М., 2008. - N 2. - С. 182-185. 10. Карачев, А.А.; Каплин, Р.Е. Категория опыта в педагогической философии Дж. Дьюи и проектный метод обучения школьников // Преподаватель XXI век. - М., 2007. - N 1.- С. 67-73 11. Гликман, И.З. Воспитание, формирование и обучение: о соотношении основных педагогических категорий // Инновации в образовании. - М., 2008. - N 7. - С. 4-10 12. Найн, А. Я. Вопросы систематизации категорий педагогики / А.Я. Найн // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1995. - Вып.1: Общ. педагогика. - С. 23-35. - Библиогр. в конце ст 13. Беляева, Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии [Текст] / Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1995. - Вып.1: Общ. педагогика. - С. 36-45. - Библиогр. в конце ст. 14. Безрукова, В.С. Принципы воспитания как педагогическая категория // Психолого-педаго-гические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. - Томск, 1982. - с. 18-34 ЭК РГБ, БД ИНИОН, ЭК Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского достпны с домашнего компьютера. Далее Вы можете провести поиск самостоятельно. Наберите в поисковой строке Электронного каталога РГБ (www.rsl.ru), Библиотеки Института научной информации по общественным наукам (www.inion.ru), Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского (www.gnpbu.ru) 2-3 ключевых слова, усекая окончания слов знаком *. Например: педагогич* категор*
  • Последнее обновление МДГ
  • Просмотры 1
  • Отвечено

FAQ Actions

Было ли это полезным? 0 0