Здравствуйте! Николай Рерих, переиначив знаменитое выражение из романа Достоевского, сказал: "Осознание красоты спасёт мир". Есть ли литература о том, как вообще Рерих относился к Достоевскому, есть ли заимствования или преемственность в творчестве Рерих
Здравствуйте!
Николай Рерих, переиначив знаменитое выражение из романа Достоевского, сказал: "Осознание красоты спасёт мир". Есть ли литература о том, как вообще Рерих относился к Достоевскому, есть ли заимствования или преемственность в творчестве Рериха (не только и не столько в живописи, сколько в философии и литературе)?
Спасибо большое! Теперь мне будет, с чего начать!
Ответ
Здравствуйте!
К сожалению, библиографы не занимаются исследовательской работой - на это у них просто нет времени. Увы! Возможно, Вам помогут в работе следующие издания:
1. Рерих, Николай Константинович (1874-1947.)
Химават : [Статьи : Пер. с англ.] / Н. К. Рерих .- Самара : ТОО "Агни" , 1995 - 255 с., [16] л. ил.портр.;24 см - Кн. иллюстрирована репрод. картин Н. К. Рериха.
Из содержания: Когда мы говорим о Федоре Достоевском, то он часто предстает перед нами как суровый психолог страдающего человечества. Об этом свидетельствуют его произведения: «Преступление и наказание», « Идиот», «Дом смерти». Но не следует забывать, что именно Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Кроме того, в своем писательском дневнике он сделал множество пророческих предсказаний.
Шифры: [ФБ Осн. хран.] 2 95-25/76
[ФБ Осн. хран.] 2 95-25/77
2. Рерих, Николай Константинович (1874-1947.)
Твердыня Пламенная / Н. К. Рерих; [Исслед. центр духов.-мист. культуры, Москва, Музей Н. К. Рериха, Нью-Йорк] .- М. : Сфера , 1999 - 452, [5] с.ил.;21 см - Библиогр. в примеч.
Из содержания: Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. XIV.БОГ. Но другой русский писатель, Достоевский, дает иной тип кажущегося народного атеизма. Писатель говорит об атеисте солдате, который желал измыслить высшее кощунственное действие, чтобы увериться в отсутствии Бога. Для этого он положил святое Причастие на столб и выстрелил в него. После чего кощунствующий увидел самого Христа, там стоящего. В этом образе кажущегося атеизма описано своеобразное вызывание Бога, моление о чуде, о знаке, который и без того хранился в глубинах сердца.
Шифры: [ФБ Осн. хран.] 2 00-14/136-1
[ФБ Осн. хран.] 2 00-14/137-X
3. Рерих, Николай Константинович (1874-1947.)
Твердыня Пламенная / Н. К. Рерих; [Исслед. центр духов.-мист. культуры, Москва, Музей Н. К. Рериха, Нью-Йорк] .- М. : Сфера , 1999 - 452, [5] с.ил.;21 см - Библиогр. в примеч.
Из содержания: ...Достоевский не однажды говорил о русской непобедимости. И еще сказал он: "Могуча Русь! И не то еще выносила. Да и не таково назначение и цель ее, чтоб зря повернулась она с вековой своей дороги, да и размеры ее не те. Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно, даже и вопросы, и останется в сути своей таковою же прежнею, святой нашей Русью, как и была до сих пор, и сколь ни изменился бы, пожалуй, облик ее, но изменения облика бояться нечего, и задерживать, отдалять вопросы вовсе не надо: кто верит в Русь, тому даже стыдно это. Ее назначение столь высоко, и ее внутреннее предчувствие этого назначения столь ясно (особенно теперь, в нашу эпоху, в теперешнюю минуту, главное), что тот, кто верует в это назначение, должен стоять выше всех сомнений и опасений. "Здесь терпение и вера святых, как говорится в священной книге".
И еще напоминал он: "Объединение славян под началом России означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия во главе объединенных славян скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово... "
Шифры: [ФБ Осн. хран.] 2 00-14/136-1
[ФБ Осн. хран.] 2 00-14/137-X
а также: http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9D.%D0%9A.%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85._%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B_%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%82.2._%D0%9C%D0%9E%D0%93%D0%A3%D0%A7%D0%90_%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%AC
4. Рерих, Николай Константинович (1874-1947.)
Зажигайте сердца : [О культуре и искусстве] / Н. Рерих; [Вступ. ст., предисл. к главам и примеч. А. Д. Алехина]. - [3-е изд., перераб.] .- М. : Мол. гвардия , 1990 - 190,[1] с.ил.
Шифры: [ФБ Осн. хран.] 2 90-3/224
[ФБ Осн. хран.] 2 90-3/225
5. Тюляев, С. Вступление // Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ЧАША НЕОТПИТАЯ.- Режим доступа: http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9D.%D0%9A.%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85._%D0%97%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0._%D0%A7%D0%90%D0%A8%D0%90_%D0%9D%D0%95%D0%9E%D0%A2%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%AF%2C_%D0%92%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Из содержания: Прошлое Рерих всегда рассматривал в историческом развитии, связывая культуру и искусство с социальными изменениями в обществе. Однако он заблуждался, полагая, что искусство способно стать ведущим общественно-воспитательным средством, основной силой в строительстве нового, гармонического общества, «первым двигателем всей жизни». Достоевский говорил, что красота спасет мир, Рерих уточнял: не красота, а сознание красоты.
6. 10.10.1936 Елена Рерих Рихарду Рудзитису
10-10-36
Родной наш Рихард Яковлевич, вчера была нам радость – пришла Ваша чудесная книга Сознание Красоты спасёт. В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывалась в эти одухотворённые строки. Столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось бы, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь.
Режим доступа: http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=10.10.1936_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%A0%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%83_%D0%A0%D1%83%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%83
7. Волков В.В. Цивилизация и русская культура в философии Н.К.Рериха // II-е Царскосельские чтения: науч.-методич. межвуз. конф. с междунар. участием. 27–28 апр. 1998 г. / ЛГОУ. СПб., 1998. Т. 3. С. 55–60.
Аннот.: Взгляд Н.К.Рериха на взаимодействие культуры и цивилизации. Нравственные постулаты в поэзии Рериха. Сопоставление взглядов Н.К.Рериха на культуру и цивилизацию с взглядами Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.
8. Баренбойм П.Д. Правовое государство как произведение искусства и защитник культуры в концепции Николая Рериха // Пакт Рериха. Знамя Мира. 1935–2010. М., 2010. С. 79–86: ил.
Аннот.: Н.К. Рерих как теоретик государствоведения. Концепция государства как произведения искусства (Я. Буркхард, Ф.М. Достоевский, И. Кант, Г. Гегель). Концептуальные положения философско-правовой концепции государства у Н.К. Рериха. Основные положения Пакта Рериха (1935) и Гаагской конвенции (1954). Возможности ЮНЕСКО по охране памятников. Правовые достоинства Пакта Рериха.\
9.Князева, В.П. Красота понятие международное [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/beauty_international.htm
Далее Вам придется продолжить самой.